Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 34"

652518 Кемеровская обл.-Кузбасс, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Партизанская, 2

Телефон

8 (384 56) 5 40 51

Эл. почта zhavoronokmdou34@mail.ru

Минпросвещение России

Минобрнаука России

logo

деньпамяти.рф

 

 

 

МБДОУ № 34

Адрес: 652518 Кемеровская обл., г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Партизанская, 2
Телефон: 8 (384 56) 5 40 51
Эл. почта: zhavoronokmdou34@mail.ru

Профилактика дорожно-транспортного травматизма в семье

Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: до­ма, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблю­дение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формиро­вания правильных представлений о правилах дорожного движе­ния. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил - это резуль­тат общей воспитанности.

Программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детей с различными видами транспорта (грузовы­ми и легковыми автомобилями, трамваем, троллейбусом, авто­бусом), работой регулировщиков дорожного движения; воспи­тание умения правильно вести себя на улице.

Воспитатель учитывает имеющиеся у детей знания и умения и постепенно, последовательно ставит перед ними новые задачи, показывает знакомые явления под новым углом зрения, обога­щает, закрепляет и систематизирует их представления о прави­лах движения по улицам и дорогам.

На занятиях  по развитию речи с детьми младшего возраста используются объяснения и беседы, проводятся инсценировки и чтение литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок.

Формируя элементарные математические представления, дети учатся различать левую и правую руки и т. д.

На занятиях физкультуры малышей учат двигаться в опреде­ленном направлении, находить свое место, различать простран­ственное, например: вперед, обратно, назад, сбоку и т. д.; прово­дят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Найти свой свет» и др.

Организуются викторины, игры, конкурсы по безопасности движения, просматривание диафильмов, встречи с работниками ГИБДД.

Таким образом, у детей постепенно накапливается опреде­ленный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.

Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о правилах дорожного движения необходимо связывать в после­довательную и стройную систему представлений. Дети должны практически использовать имеющиеся знания правил движения по улицам. Они знакомятся с дорожными знаками, регулирова­нием дорожного движения сотрудниками ГИБДД.

То, что дети видят во время прогулок, закрепляется в про­цессе занятий в саду.

Детям дается задание рассказать, что они видели, когда шли в детский сад. Цель задания - воспитание внимания, памяти, на­блюдательности, активизация мышления ребенка. Все знания закрепляются в специальных играх.

От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного дви­жения и станет точно выполнять их, а не только держать в памя­ти, во многом зависит его здоровье и жизнь.

Поэтому очень важно в данном направлении работы с до­школьниками сотрудничать с родителями.

Родители в первую очередь должны показать детям личным примером обязательность выполнения правил пешеходов. Нельзя перебе­гать дорогу перед близко идущим транспортом, так как мгнове­ние может повлечь за собой несчастный случай. Уступите доро­гу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предот­вратить беду. Надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения. Взаимоуважение води­теля и пешехода - это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий. Все аварии происходят оттого, что либо водитель, либо пешеход пренебрегают прави­лами движения. Находясь на улице, нужно быть особенно вни­мательными, улицу переходить неторопливо, без суеты, в местах, предназначенных для пешеходов. Пешеходы обязаны ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны, или по ле­вой обочине дороги. Нельзя по тротуару бегать, скопляться группами, идти строем. Это мешает встречным пешеходам. Ко­ляски и санки с детьми можно возить только по тротуару или левой обочине. Переходить улицу следует только при зеле­ном свете сигнала. Кататься на санках, коньках, лыжах, играть на дорогах, по которым движется транспорт, запрещено, так как это мешает его движению и очень опасно для здоровья и жизни самих играющих. На дорогах часто останавливается транспорт, и пешеходу приходится его обходить. Здесь, к сожалению, бывают несчастные случаи, так как пешеходы не знают пра­вил обхода.

Обходить стоящий транспорт нужно так, чтобы просматри­вать дорогу, улицу, видеть встречный транспорт или подождать, пока машина уйдет.

Часто можно видеть пешеходов, которые при наличии тро­туаров идут по проезжей части дороги. Идти по обочине дороги разрешается с левой стороны, чтобы заметить встречный транс­порт, вовремя уступить ему дорогу.

Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число до­рожно-транспортных происшествий происходит, но вине пеше­ходов. Причиной являются:

переход перед близко идущим транспортом;

переход в запрещенном месте;

невнимательность пешеходов;

хождение по проезжей части при наличии тротуара.

Существует явная зависимость числа происшествий от вре­мени в пределах города, в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.

Закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге можно через на­блюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Чи­тая художественную литературу, помните, что правильное вос­приятие художественного произведения зависит от уровня дет­ского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. К концу дошкольного детства дети могут знать отве­ты на следующие вопросы:

Из каких частей состоит улица?

Что такое перекресток?

Зачем нужны тротуары?

Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?

Когда и где можно переходить улицу?

Зачем нужен светофор?

Что обозначает красный, желтый, зеленый свет светофора?

Почему нельзя перебегать через улицу перед едущим ав­томобилем?

Как надо вести себя при выходе из автобуса?

Где можно кататься на велосипеде?

Где пассажиры должны ожидать транспорт?

Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?

Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он сам должен быть грамотен в этих вопросах, знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.

 

 Литература: Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Правила дорожного движения, 2014.