Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 34"

652518 Кемеровская обл.-Кузбасс, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Партизанская, 2

Телефон

8 (384 56) 5 40 51

Эл. почта zhavoronokmdou34@mail.ru

Минпросвещение России

Минобрнаука России

logo

деньпамяти.рф

 

 

 

МБДОУ № 34

Адрес: 652518 Кемеровская обл., г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Партизанская, 2
Телефон: 8 (384 56) 5 40 51
Эл. почта: zhavoronokmdou34@mail.ru

           Использование мнемотехники в певческой деятельности на   музыкальных занятиях

         Цель:  Развить слуховую и зрительную память, психические процессы:  мышления, воображения, внимания и речи посредством мнемотехники.

         Задачи:

         1.  Развивать у детей умение с помощью графического рисунка, понимать и рассказывать знакомые песни по мнемотаблице;

        

          2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды), музыкальный слух;

 

         3. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность;

 

         4. Обучать детей правильному звукопроизношению.

« Учите ребенка, каким- нибудь                                                                                 

неизвестным ему пяти словам,  он                                                                            

будет долго и напрасно мучиться, но                                                           

свяжите двадцать таких слов с                                                                       

 картинками, и он их усвоит налету».                                                                                                     

К. Д. Ушинский

         Пение наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм. Пение активизирует развитие речи, развивает фонематический слух. Кроме того, по мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует формированию правильной осанки. В области музыкальной психологии пение рассматривают, как одну из форм музыкотерапии воздействующей на возникновение различных эмоциональных состояний. Всё вышеперечисленное подводит нас к мысли, что пение способствует успешному обучению и развитию органично развитой личности.  

          Проводя  музыкальные  занятия в детском саду, беря во внимание вокальную её часть,   сталкиваешься с проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов, сценок и т. д. Дети не любят запоминать песни как стихотворение, повторяя их несколько раз. Они быстро устают. А переучивание неправильного произношения окончания слов превращается в целую трагедию. Справиться  с этой проблемой хорошо  помогает  методика  мнемотехники.

          Мнемотехника в переводе с греческого - “искусство запоминания”.  Это самое древнейшее направление в истории. Возник этот вид мнемотехники на базе ораторского искусства, для упрощения запоминания длинных речей.  Эта  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотехники для дошкольников в настоящее время становится более актуальным, так как  имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека   гораздо проще опирается на образы.  Когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем, при вспоминании одного, мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить текст песни, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается. Значит  в  нашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.

         Мнемотехника строится от простого к сложному. Начинать работу нужно с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, а позже — к мнемотаблицам, которые занимают особое место в качестве дидактического материала.

          Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям. Для детей младшего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок - желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая и т. д.

          Работа на занятиях по мнемотаблицам  состоит из нескольких  этапов:

          1. Прослушивание новой песни.

         2. Беседа о характере песни и ее содержании.

         3. Рассматривание таблиц с определением текстового значения каждой картинки.

         4. Разучивание песен по фразам при помощи соответствующих тексту картинок.

         5. Исполнение песни при помощи мнемотаблицы.

         6. Исполнение с образными движениями (без мнемотаблиц) .

         Суть мнемотаблиц (презентаций) заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание подбирается графическое или частичное графическое изображение персонажей, явлений природы, некоторых действий и т.п. В мнемосхемах к песням  используются  маленькие картинки (изображения). Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями.

Например;

Песня «Две лягушки вечерком»

Две лягушки вечерком

На лугу сидели,

Две лягушки вечерком

На луну глядели.

 

Тут комарик на лужок

Прилетел под липки,

Сел на тонкий лопушок,

Заиграл на скрипке.

 

Две лягушки комара

Мигом услыхали,

На лужайке до утра

Польку танцевали!

         Весь текст песни зарисовывается схематично по фразам.  Глядя на эти схемы и рисунки,  дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы (презентации) служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста. Занятия подобного плана носят интегрированный характер.

         Работа на занятиях по мнемотаблицам состоит из пяти этапов.

         1 этап: рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

         2 этап: осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

         3 этап: пересказ текста. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

         4 этап: пение; для того, чтобы спеть мнемотаблицу, можно рисовать стрелочки.  Они помогают ребенку увидеть движение мелодии,  и он может управлять певческим голосом. В старших группах дети самостоятельно могут определять движение мелодии в песне и пропевать ее индивидуально или коллективно, а также прохлопывать ритм мелодии, произнося и пропевая текст.

         5 этап: рисование мнемотаблицы детьми. После того, когда дети усвоят этот метод запоминания текста песен, они сами могут нарисовать мнемотаблицу песни. Сначала с помощью музыкального руководителя, а затем самостоятельно.

         С помощью мнемотехники можно добиться следующих результатов:

         1. Овладеть высоким уровнем запоминания, познавательной и речевой активности на занятиях;

         2.  Научиться анализировать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предмета;

         3. Самостоятельно кодировать и декодировать информацию о предмете, окружающей действительности;

         4.  Научиться обосновывать правильность или ошибочность своих высказываний.

         Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.  Благодаря данному виду работы у детей расширяется активный и пассивный словарный запас, появляется интерес к заучиванию песен  и малых фольклорных форм,  воспитанники  преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться  перед аудиторией. Использование метода мнемотехники позволяет повысить уровень развития связной речи у детей и одновременно решить задачи, направленные на развитие основных психических процессов, а это в свою очередь позволяет в достаточной степени подготовить детей к обучению в школе.

15.01.18