Умение двигаться по улице, соблюдать правила дорожного движения необходимо воспитывать с раннего детства. Детей с раннего возраста привлекает разнообразие окружающего: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирования правильных представлений о правилах дорожного движения. Детям трудно самостоятельно познать азбуку дорожного движения, разобраться в смене сигналов светофора, понять их смысл. Это заставляет своевременно начать обучение детей правилам поведения на улице. Соблюдение правил - это результат общей воспитанности.
Программой воспитания в детском саду предусматривается ознакомление детей с различными видами транспорта (грузовыми и легковыми автомобилями, трамваем, троллейбусом, автобусом), работой регулировщиков дорожного движения; воспитание умения правильно вести себя на улице.
Воспитатель учитывает имеющиеся у детей знания и умения и постепенно, последовательно ставит перед ними новые задачи, показывает знакомые явления под новым углом зрения, обогащает, закрепляет и систематизирует их представления о правилах движения по улицам и дорогам.
На занятиях по развитию речи с детьми младшего возраста используются объяснения и беседы, проводятся инсценировки и чтение литературных произведений, заучивание стихотворений, загадывание загадок, рассказы; рассматривание и обсуждение иллюстраций, картинок.
Формируя элементарные математические представления, дети учатся различать левую и правую руки и т. д.
На занятиях физкультуры малышей учат двигаться в определенном направлении, находить свое место, различать пространственное, например: вперед, обратно, назад, сбоку и т. д.; проводят подвижные игры: «Поезд», «Трамвай», «Найти свой свет» и др.
Организуются викторины, игры, конкурсы по безопасности движения, просматривание диафильмов, встречи с работниками ГИБДД.
Таким образом, у детей постепенно накапливается определенный опыт движения по улицам, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о правилах дорожного движения необходимо связывать в последовательную и стройную систему представлений. Дети должны практически использовать имеющиеся знания правил движения по улицам. Они знакомятся с дорожными знаками, регулированием дорожного движения сотрудниками ГИБДД.
То, что дети видят во время прогулок, закрепляется в процессе занятий в саду.
Детям дается задание рассказать, что они видели, когда шли в детский сад. Цель задания - воспитание внимания, памяти, наблюдательности, активизация мышления ребенка. Все знания закрепляются в специальных играх.
От того, насколько ребенок усвоит правила дорожного движения и станет точно выполнять их, а не только держать в памяти, во многом зависит его здоровье и жизнь.
Поэтому очень важно в данном направлении работы с дошкольниками сотрудничать с родителями.
Родители в первую очередь должны показать детям личным примером обязательность выполнения правил пешеходов. Нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом, так как мгновение может повлечь за собой несчастный случай. Уступите дорогу движущемуся транспорту, ведь водитель не сможет предотвратить беду. Надо помнить, что водитель и пешеход являются равноправными участниками движения. Взаимоуважение водителя и пешехода - это безаварийность на дорогах, исключение дорожно-транспортных происшествий. Все аварии происходят оттого, что либо водитель, либо пешеход пренебрегают правилами движения. Находясь на улице, нужно быть особенно внимательными, улицу переходить неторопливо, без суеты, в местах, предназначенных для пешеходов. Пешеходы обязаны ходить по тротуарам, придерживаясь правой стороны, или по левой обочине дороги. Нельзя по тротуару бегать, скопляться группами, идти строем. Это мешает встречным пешеходам. Коляски и санки с детьми можно возить только по тротуару или левой обочине. Переходить улицу следует только при зеленом свете сигнала. Кататься на санках, коньках, лыжах, играть на дорогах, по которым движется транспорт, запрещено, так как это мешает его движению и очень опасно для здоровья и жизни самих играющих. На дорогах часто останавливается транспорт, и пешеходу приходится его обходить. Здесь, к сожалению, бывают несчастные случаи, так как пешеходы не знают правил обхода.
Обходить стоящий транспорт нужно так, чтобы просматривать дорогу, улицу, видеть встречный транспорт или подождать, пока машина уйдет.
Часто можно видеть пешеходов, которые при наличии тротуаров идут по проезжей части дороги. Идти по обочине дороги разрешается с левой стороны, чтобы заметить встречный транспорт, вовремя уступить ему дорогу.
Важно знать и взрослым, и детям, что наибольшее число дорожно-транспортных происшествий происходит, но вине пешеходов. Причиной являются:
переход перед близко идущим транспортом;
переход в запрещенном месте;
невнимательность пешеходов;
хождение по проезжей части при наличии тротуара.
Существует явная зависимость числа происшествий от времени в пределах города, в пределах суток, в пределах месяца и недели. Наибольшее число происшествий происходит в вечернее время, когда пешеходы и водители устали.
Закреплять знания детей, полученные в детском саду, и знакомить детей с правилами безопасного поведения на дороге можно через наблюдение на дороге, через обсуждение с ребенком различных дорожных ситуаций. Умение применять правила дорожного движения воспитывается у детей и при рассматривании картин, чтении книг, выполнении отдельных несложных поручений. Читая художественную литературу, помните, что правильное восприятие художественного произведения зависит от уровня детского представления. Поэтому после чтения необходимо еще раз обратить внимание детей на то, что нельзя делать на дороге и на улице. К концу дошкольного детства дети могут знать ответы на следующие вопросы:
Из каких частей состоит улица?
Что такое перекресток?
Зачем нужны тротуары?
Как пешеходы должны вести себя на тротуарах?
Когда и где можно переходить улицу?
Зачем нужен светофор?
Что обозначает красный, желтый, зеленый свет светофора?
Почему нельзя перебегать через улицу перед едущим автомобилем?
Как надо вести себя при выходе из автобуса?
Где можно кататься на велосипеде?
Где пассажиры должны ожидать транспорт?
Что обозначают дорожные знаки, для чего они нужны?
Чтобы родитель помог ребенку усвоить правила дорожного движения, он сам должен быть грамотен в этих вопросах, знать и соблюдать правила безопасного движения, быть личным примером, так как за жизнь ребенка несет ответственность взрослый.
Литература: Кобзева Т.Г., Холодова И.А., Александрова Г.С. Правила дорожного движения, 2014.